Back to Home Page  О проекте Ресурсы в Интернете Условия использования материалов Нормативно-правовые акты Благодарности Обратная связь

Статьи

"Телемедицина как медицинская и информационная услуги: юридический анализ. "

В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть организационно-правовые вопросы использования телемедицинских услуг в Российской Федерации. В частности, раскрывается триединая природа норм регулирования телемедицины, базирующаяся на нормах медицинского права, нормах, регулирующих информационные отношения (информационное право) и на этических нормах врачебной деятельности. Также раскрывается правовая проблематика функционирования Интернет-центра телемедицинских услуг (Cyberspace Telemedicine Office).

Последние десятилетия научно-технический прогресс является ключевым фактором, влияющим на развитие нашей планеты. Технические достижение буквально на глазах меняют облик планеты и модифицируют устоявшиеся геополитические и социальные связи. При этом имеет место недооценка значимости социальной стороны научно-технического прогресса: никто не задумывается или задумывается, но недостаточно о будущей социальной роли того или иного открытия, различных технологий или приборов и механизмов.

Так, глобальное информационное пространство, возникшее буквально несколько лет назад, уже диктует свои требования нормам права, государственным законам, видоизменяет акценты в геополитической структуре мире, вторгается в общественно-социальные связи. Т.е, несмотря на огромный перечень тезисов "за" глобальную информатизацию, имеет место и роль информационного пространства как фактора дестабилизации существующих общественных структур.

Именно поэтому использование информационных технологий и глобального информационного пространства (в первую очередь, сети Интернет) для всевозможных социальных видов деятельности, в том числе, и для телемедицины, требует детальной организационной и юридической проработки, для того чтобы удачные научные идеи и технические решения не давали возможность для глобальных социальных злоупотреблений.

Сейчас телемедицина - это результат информационных операций над полем медицинской информации без учета и расчета социальных параметров. И, принимая во внимание юридическая неурегулированность данного вида деятельности в РФ, а также то, что медицинское право и информационное право - это формирующиеся отрасли права, первоочередной проблемой становится юридическое раскрытие общественных отношений в области телемедицины и издание соответствующего комплекса нормативно-правовых актов.

С юридической точки зрения, телемедицина регулируется или, в случае пробельности (неурегулированности) отношений, должна быть урегулирована нормами, относящимися к регулированию медицины, информационных отношений, а также, базирующимися на этике медицинской деятельности. Таким образом, можно заключить, природа норм регулирования телемедицины имеет триединый характер.

В области медицины в РФ действует целый комплекс нормативно-правовых актов, перечень которых и положения, напрямую относящиеся к телемедицине, приводятся ниже.

Конституция РФ (ст.ст. 38, 39, 41, 42, 58).

Законы РФ
- "Основы законодательства об охране здоровья граждан" (принцип доступности медико-социальной помощи. Компетенция РФ: единая техническая политика, стандарты качества, порядок лицензирования; субъекты РФ: разрешения на применения новых технологий, лицензирование; ОМСУ: лицензирование в случае делегирования полномочий. Ст. 61 "Врачебная тайна")
- "О медицинском страховании граждан в РФ"
- "Об охране окружающей природной среды"
- "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
- "О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании"
- "О трансплантации органов и тканей"
- "О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции на территории РФ"
- "Об экологической экспертизе"
всего свыше 25 законов федерального уровня

ГК РФ (Глава 59 "Обязательства вследствие причинения вреда: Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров и услуг, компенсация морального вреда)

УК РФ (Глава 16 "Преступления против личности", Глава 17 "Преступления против свободы, чести и достоинства" - ст. 128, Глава 18 "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности", Глава 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" - ст. 140 Отказ в предоставлении информации.)

КоАП РФ

Указы Президента

Постановления Правительства
- "Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями"
- "Федеральная целевая программа "Телемедицина", проект 1997

Приказы Министерства здравоохранения РФ
- "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки"
- "Устав Информационно-аналитического центра Минздрава РФ" (создание единой системы информатизации Минздрава, координация работ по разработке телемедицинских систем).
- "О формировании целевой государственной программы "Российская телемедицина", 1998

Информационные отношения в Российской Федерации являются менее урегулированными, нежели общественные отношения в области медицины, тем не менее, количество государственных актов в этой области измеряется сотнями документов.

Законы РФ
- "Об информации, информатизации и защите информации"
- "Об участии в международном информационном обмене"
- "О связи"
- "О средствах массовой информации"
- "О рекламе"
- "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"
- "Об авторском праве и смежных правах"
всего свыше 18 законов федерального уровня

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты Государственного Комитета связи информатизации РФ

Акты ФАПСИ

Акты Гостехкомиссии

Отдельно необходимо выделить федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в ст 17. которого приводится перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. В частности, это телевизионное вещание; радиовещание; вещание дополнительной информации; деятельность по распространению шифровальных средств; деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств; предоставление услуг в области шифрования информации; медицинская деятельность; производство медицинской техники; распространение, в том числе предоставление в пользование, медицинской техники; техническое обслуживание медицинской техники; "... а также другие виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами."

Данные нормы, в сочетании со ст. 15 "О связи", где говорится о лицензировании деятельности в области связи, позволяют говорить о проблеме двойного лицензирования телемедицинских услуг как в области медицины, так и в области информационных отношений.

В завершении обзора комплекса нормативно-правовых актов, относящихся к медицинским и информационным услугам, заслуживают упоминания документы, касающиеся этики медицинской деятельности. И хотя этика - это преимущественно неписаные нормы, тем не менее, возможно именно эти документы, приведенные ниже, в будущем будут определять поведение персонала при оказании телемедицинских услуг.
- Заявление о "Телемедицине" и медицинской этике. Принято 44-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, 1992.
- Международный кодекс медицинской этики. Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, 1983.
- Заявление о порядке использования компьютерной техники в медицине. Основано на Резолюции, принятой 27-ой Всемирной Медицинской Ассамблеи, 1973, дополнено 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, 1983.

На основании приведенного анализа триединого характера норм, регулирующих телемедицину, а также очевидного возрастания потребностей общества в телемедицине необходимо заметить, что телемедицина как объект правового регулирования медицинского права и информационного права в ближайшее десятилетие позволит сформировать новую отрасль права - телемедицинское право.

На настоящий же момент, если гипотетически допустить объединение норм, регулирующих общественные отношения в области телемедицины, в отрасль (или институт) права, то можно отметить следующие ее особенности: отсутствие изъятий в сфере правоприменения для информационного пространства, пробельность и непротиворечивость как следствие пробельности.

Именно практичность телемедицины, дающая возможность преодолевать пространства и расстояния, способствует ее активному проникновению в социальную жизнь планеты. При этом, одной из форм оказания телемедицинских услуг стала организация специальных Интернет-центров телемедицинских услуг (Cyberspace Telemedicine Office).

Правовая проблематика функционирования таких центров чрезвычайно многогранна и еще не полностью исследована. Можно разделить данную проблематику на концептуальные юридические проблемы и специальные (не имеющие аналогов в мире реальном) юридические проблемы.

Первыми являются вопрос юрисдикции, т.е., нерешенный вопрос "подчиненности" центра какой-либо из существующих систем законодательства, вопрос правосубъектности и очень важный вопрос обеспечения доказательств, т.е., фиксации с необходимой юридической силой тех или иных событий и действий, без чего все, что происходит в Интернете можно считать с юридической точки зрения не происходящим, а кажущимся.

Специальные юридические проблемы, в отличие от концептуальных, имеют прикладной характер, хотя их решения не следует напрямую из норм действующего законодательства: слишком уж велика специфика информационных отношение и сети Интернет.

Среди таковых проблем следует упомянуть вопросы электронной коммерции (в частности, налогообложения и заключения сделок и соглашений в электронной форме, без чего, например, отказ/согласие на медицинское вмешательство не будут должным образом закреплены юридически), использование объектов интеллектуальной собственности, ответственность content- и hosting-провайдеров, предоставляющих связь, дисковое пространство и другие сервисы для Интернет-центра, а также первоочередные вопросы безопасности (обеспечивающие конфиденциальность) и лицензирование.

При решении вопросов организации указанного Интернет-центра целесообразно руководствоваться следующими соображениями о его правилах функционирования.

- Соблюдение принципа юрисдикция РФ.
- Наличие необходимых лицензий.
- Охрана частной жизни.
- Гарантии качества и ответственность. Социально-корректное ограничение ответственности.
- Ответственность за содержание размещаемой информации.
- Соглашение с пользователями с учетом норм права с максимальным "уходом от виртуальности".

В результате всего вышеизложенного в настоящей работе возможно сделать следующие выводы.

1. При развитии телемедицины необходимо соблюдать главенство принципа первичности норм реального мира.
2. При исследовании и развитии телемедицины подлежит обязательному учету уникальное взаимопроникновение норм этики и норм права в данной сфере человеческой деятельности.
3. На государственном уровне подлежит закреплению принцип комплексной ответственности в области телемедицинских услуг, распространяющийся как на создателей информационных технологий, так и на медицинские организации и операторов связи.
4. Очевидна и подлежит скорейшей реализации стандартизация работ и услуг в сфере телемедицины.
5. Целесообразно введение телемедицинских услуг в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в РФ.
6. РФ должна участвовать в создании протоколов для обмена информацией в глобальном информационном пространстве без чего Россия может превратиться в рядового и зависимого потребителя любых информационных нововведений и открытий.
7. Также РФ должна активно принимать участие в международном правовом сотрудничестве в сфере информатизации, медицины и телемедицины.



Статьи

Полный список статей сервера "Право и Интернет. Law & Internet Researching" в разделе "Право и Интернет"