Back to Home Page  О проекте Ресурсы в Интернете Условия использования материалов Нормативно-правовые акты Благодарности Обратная связь

Статьи

"Правовое регулирование цифровой подписи и отметок времени в Германии"

1. Введение.

Как известно, основным отличием цифровой подписи от обычной подписи является то, что цифровой подписью заверяется не бумага или носитель, а само содержание документа, т.е. данные, информация. Таким образом, становится возможным передавать документы с помощью современных телекоммуникационных средств, в первую очередь, конечно Интернет и интранет.

Именно цифровая подпись и отметки времени являются теми инструментами, которые позволяют создать правовые основы для электронного документооборота в сетях Интернет и интранет, заключать сделки в Сети, создавать платежные системы нового типа и электронные ценные бумаги. Технологии цифровой подписи находят применение также для документооборота в сфере юстиции и управления. Так, в настоящее время компанией Microsoft ведутся работы по внедрению электронного оборота в нескольких верховных судах штатов США и в Международном коммерческом суде в Нью-Йорке. Внедряемое программное обеспечение делает возможным электронную подачу документов в суд через Интернет. Подобные программы внедряются также компаниями Intelliquest Information Group и Precise Software Technologies в судах штатов Юта и Канзас. (см. Ясневская А. Правосудие - это власть юристов плюс электронизация всех судов, - "Юридическая практика", №16 /98, www.practix.com/gazeta/set/98-16/9816-18.html)

Для описания "процесса, при котором заключающие сделку компании обмениваются платежными документами непосредственно через компьютерную сеть, полностью исключая создание бумажных документов" используется понятие EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными (ЭОД)) (подробнее об EDI см. Имери В. Как сделать бизнес в Internet: Пер. с англ. - 3-е изд. - К.; М.; СПб. : Диалектика, 1998. Стр. 433-438)

Однако для широкого, надежного и безопасного использования цифровых подписей и отметок времени в юридически значимых документах требуются соответствующие правовые нормы и институты.

Первый в мире Закон о цифровой подписи был принят американским штатом Юта 01.05.1995 г. (Utah Digital Signature Act, см. www.commerce.state.ut.us/web/commerce/digsig/act.htm)

ФРГ была первым государством в Европе, и вторым в мире (после Юты), которое приняло Закон об электронной подписи.

Следует отметить, что в русском языке наряду с термином "цифровая подпись" употребляется термин "электронная цифровая подпись", или сокращенно ЭЦП. Термин "электронная цифровая подпись" закреплен ст. 160 ГК Российской Федерации (http://www-windows-1251.consultant.ru/Scripts/VEDA_NBU/Q32.EXE?B0CKT11359), и в соответствующих российских ГОСТах, в частности ГОСТ Р 34.10-94 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма"(http://www.mo.msk.ru/gost34.html) и других документах.

2. Понятие цифровой подписи (технический аспект).

Использование цифровой подписи основано на двух основных инструментах: 1) шифровании с открытым ключом, 2) хэш-значения документа.

При шифровании с открытым ключом используются два ключа (кода) - секретный (частный, личный) ключ, имеющийся только у владельца подписи, и соответствующий ему открытый (публичный) ключ, который предоставляется адресату сообщения. Сообщение, зашифрованное с помощью частного ключа, можно расшифровать с помощью открытого ключа, однако с помощью открытого ключа нельзя вычислить закрытый ключ, используемый для создания шифрованных сообщений.

Хэш-значение документа - это контрольная сумма, иногда также называемая "сверткой сообщения" или, иначе говоря, цифровой дайджест сообщения (message digest), вычисляемый с помощью функции хэширования (хэш-функции), таким образом, что хэш-значение каждого документа уникально. И при внесении малейшего изменения в документ (даже если изменить одну запятую) его хэш-значение изменяется.

Цифровая подпись с технической точки зрения выглядит как хэш-значение документа вычисленное с помощью определенного известного алгоритма и зашифрованное секретным ключом отправителя, при этом электронная подпись должна содержать указание на метод вычисления хэш-значения, т. н. хэш-функцию. Таким образом, получатель документа может с помощью открытого ключа отправителя расшифровать хэш-значение указанное отправителем и сравнить его с фактическим хэш-значением полученного документа. Если они совпадают, то это служит гарантией того, что документ был подписан именно владельцем данного секретного ключа и что в процессе передачи документа в него не вносились изменения. Естественно, все эти операции производятся специальной программой.

Цифровой подписью можно подписать текст или часть текста, в этом случае цифровая подпись представляет собой определенный набор символов включаемый в текст.

Выглядит это следующим образом (для примера использована одна из самых популярных программ для создания цифровых подписей и шифрования - Pretty Good Privacy (сокр. PGP) версии 5.5.3i)

Начало текста, который подписан цифровой подписью, программа помечает следующими строками:

-----BEGIN PGP SIGNED MESSAGE-----
Hash: SHA1
В данном случае SHA1 - обозначение используемой хэш-функции - алгоритм SHA (Secure Hash Algorithm). Оканчивается подписанный текст собственно цифровой подписью:
-----BEGIN PGP SIGNATURE----->
Version: PGPfreeware 5.5.3i for non-commercial use
iQA/AwUBNjbvJnWapzcuIECXEQL8xgCg4MoNkkDMbkKsH3751ykbSqaVXUkAoJjR
crQAiyxewLPQJEdUS1lUF99u
=3Jsi
-----END PGP SIGNATURE-----

Подписанный таким образом текст вместе с цифровой подписью может быть распечатан на бумаге, сохранен на магнитном носителе, передан по компьютерной сети.

Если цифровой подписью подписывается файл целиком (причем это может быть файл, содержащий как текст, так и графику), то цифровая подпись обычно формируется в виде отдельного файла (файла цифровой подписи), который прилагается к подписанному файлу. Такой метод используется компанией VeriSign (www.verisign.com) для цифровых подписей электронной почты.

3. Регулирование цифровой подписи и отметок времени в Германии - Закон "О цифровой подписи" от 22 июля 1997 г. и Постановление о цифровой подписи от 8 октября 1997 г.

3.1. Основные понятия.

Германский Закон "О цифровой подписи" (Signaturgesetz) является частью, а именно, статьей седьмой, Закона "О регулировании основных условий предоставления информационных и коммуникационных услуг". Во исполнение указанного закона Федеральным правительством было издано Постановление о цифровой подписи (Signaturverordnung)

Согласно определению, данному в § 2 "Определение понятий" Закона "О цифровой подписи":

Цифровая подпись (нем. digitale Signatur, англ. digital signature) - это "созданная с помощью частного ключа печать к цифровым данным, которая, с помощью соответствующего открытого ключа, снабженного сертификатом ключа подписи выданным сертифицирующим центром или государственным учреждением в соответствии с § 3, позволяет определить владельца ключа подписи и подлинность данных". Открытый ключ подписи именуют также "публичным ключом".

Сертифицирующий центр (нем. Zertifizierungsstelle, англ. certification authority, в германо-, и англоязычной литературе, а иногда и русскоязычной, используются также термины Trust Center и Trustcenter) - это "физическое или юридическое лицо, которое удостоверяет связь открытых ключей подписи с определенным физическим лицом и имеет лицензию в соответствии с § 4 настоящего Закона"

Сертификат (нем. Zertifikat, англ. certificate) - "снабженное цифровой подписью свидетельство о принадлежности открытого ключа подписи определенному физическому лицу (Сертификат ключа подписи (нем. Signaturschlussel-Zertifikat, англ. signature key certificate)) либо отдельное цифровое свидетельство, содержащее дополнительные данные со ссылкой на сертификат ключа подписи (Атрибутивный сертификат (нем. Attribut-Zertifikat, англ. attribute certificate)"

Отметка времени (нем. Zeitstempel, англ. time stamp) - "заверенное цифровой подписью свидетельство (удостоверение) выданное сертифицирующим центром о том, что определенные цифровые данные были ему представлены в определенный момент времени"

3.2. Сертифицирующие центры.

Одна из главных задач, которую должны были решить указанные закон и постановление правительства, вводя в оборот технологию цифровых подписей на базе современных систем публичных ключей, - это создание инфраструктуры сертифицирующих центров. На сертифицирующие центры возложены основные задачи функционирования технологии цифровых подписей: создание ключей, удостоверение личности их владельцев (персонификация), сертификация, ведение реестров пользователей ("служба каталогов"), удостоверение документов с помощью отметок времени.

Для решения вопросов безопасности предусмотрена строгая процедура лицензирования деятельности сертифицирующих центров, проводимая правительственными службами. Сертифицирующий центр может получить лицензию только в том случае, если докажет способность выполнять предписанные Законом и Постановлением нормы безопасности, и в дальнейшем правительственные органы обязаны регулярно проводить проверки соблюдения сертифицирующим центром требований безопасности. В случае если деятельность сертифицирующего центра перестанет отвечать требованиям безопасности, и недостатки не будут полностью устранены в течение установленного правительственным органом срока, лицензия должна быть отозвана. На соответствующую правительственную службу возложена обязанность ведения базы данных с информацией обо всех лицензированных сертифицирующих центрах, в частности с информацией об их публичных сертифицирующих ключах)

Выдача лицензий сертифицирующим центрам и выдача сертификатов, которые используются сертифицирующими центрами для подписания сертификатов, а также надзор за соблюдением положений Закона о цифровых подписях и Постановления о цифровых подписях согласно Закона о цифровых подписях относится к компетенции полномочного государственного органа указанного в § 66 Закона о телекоммуникациях, т.е. Ведомством телекоммуникаций и почты (Regulierungsbehorde fur Telekommunikation und Post).

Согласно абз. 5 § 4 Закона о цифровой подписи полномочный государственный орган издает сертификат для ключа подписи, который используется сертифицирующим центром для подписания сертификатов. Таким образом, создается иерархия сертификатов. Госорган своей подписью удостоверяет подпись сертифицирующего центра, а том в свою очередь своей подписью удостоверяет подписи конечных пользователей. Предписания о выдаче сертификатов сертифицирующими центрами действуют также для полномочного государственного органа, издающего сертификаты для сертифицирующих центров.

Он обязан посредством общедоступных средств телекоммуникации обеспечивать постоянный публичный доступ к выданным таким центром сертификатам, а также к информации об адресах и телефонных номерах соответствующих сертифицирующих центров, информации о приостановлении действия таких сертификатов, о прекращении деятельности сертифицирующих центров и о действии выданных лицензий.

Сертифицирующий центр для цифровых подписей при Ведомстве телекоммуникаций и почты начал свою работу 23 сентября 1998 г. в г. Майнц (www.regtp.de)

3.3. Создание и хранение ключей подписи.

В соответствии с Постановлением о цифровой подписи, если ключ подписи создается самим владельцем ключа подписи, то сертифицирующий центр обязан убедится, что для создания ключа, а также для хранения и использования частного ключа применяются технические компоненты соответствующие требованиям Закона о цифровой подписи и Постановления о цифровой подписи.

Если ключ подписи выдается сертифицирующим центром, то он должен предпринимать меры чтобы исключить его разглашение, а также исключить запись ключа в самом сертифицирующем центре. Это же касается и личных идентификационных номеров (PIN - сокр. от англ. personal identification number) или иных данных служащих для идентификации владельца ключа подписи в процессе доступа к носителю информации с частным ключом подписи.

Под "носителем информации с частным ключом подписи" на практике обычно понимается пластиковая чип-карта содержащая частный ключ подписи. Для использования этой карты необходим "пароль" - PIN. Такая технология позволяет создать, во-первых, дополнительные гарантии безопасности по сравнению с хранением частного ключа подписи в компьютере пользователя или на дискете. В настоящее время только технология цифровой подписи с использованием чип-карт позволяет обеспечить уровень безопасности отвечающий требованиям Постановления о цифровой подписи.

3.4. Сертификаты ключа подписи.

3.4.1. Содержание сертификата ключа подписи.

Согласно абз. 1 § 7 Закона сертификат ключа цифровой подписи должен содержать следующие данные:

1. Имя владельца ключа подписи, либо принадлежащий владельцу ключа подписи псевдоним с обозначением того, что он является псевдонимом. И имя, и псевдоним должны исключать возможность ошибочного отождествления их владельца с иным лицом.

2. Соответствующий публичный ключ подписи.

3. Обозначение алгоритма, с которым могут использоваться публичный ключ владельца ключа подписи и публичный ключ сертифицирующего центра.

4. Текущий номер сертификата.

5. Начало и окончание срока действия сертификата.

6. Наименование сертифицирующего центра.

7. Сведения о том, является ли использование ключа подписи ограниченным для применения, если да то в каком виде и объеме.

В сертификате могут указываться также сведения о полномочиях представлять третье лицо, о наличии определенных профессиональных или иных разрешений (допусков). Такие сведения могут быть указаны как в самом сертификате ключа подписи, так и в атрибутивном сертификате. Дополнительные сведения вносятся в сертификат только с разрешения соответствующего лица.

3.5.2. Выдача сертификата.

§ 5 Закона устанавливает, что при выдаче сертификата сертифицирующий центр обязан установить личность лица подавшего заявление о получении сертификата. Установление личности производится на основании паспорта или аналогичного документа.

Согласно абз. 1 § 3 Постановления о цифровой подписи, заявление на получение сертификата должно быть подписано заявителем собственноручно. Если такое заявление удостоверено цифровой подписью заявителя, то собственноручная подпись не требуется, и сертифицирующий центр может не проводить заново установление личности заявителя.

Сертифицирующий орган должен подтвердить принадлежность открытого ключа подписи к соответствующему (идентифицируемому) лицу. Такое подтверждение производится путем выдачи сертификата ключа подписи. Сертифицирующий центр предоставлять постоянный публичный доступ через общедоступные средства коммуникации к выданным этим центром сертификатам ключа подписи и атрибутивным сертификатам. Такой доступ должен обеспечивать возможность проверки этих сертификатов и, с согласия владельца ключа подписи, возможность их просмотра.

Сертифицирующий центр, по требованию лица подавшего заявление о получении сертификата, обязан внести в сертификат ключа подписи или в атрибутивный сертификат данные о полномочиях этого лица представлять третье лицо, а также о наличии профессиональных или иных разрешений (допусков). В этом случае сертифицирующему органу надежным образом должно быть доказано наличие волеизъявления третьего лица о внесении в сертификат информации об указанных представительских полномочиях. В соответствии с абз. 2 § 3 Постановления о цифровой подписи указанное волеизъявление третьего лица должно быть сделано письменно либо должно быть заверено цифровой подписью.

Наличие у лица указанных профессиональных или иных разрешений (допусков) также должно быть доказано соответствующим образом.

Согласно абз. 3 § 5 Закона, по требованию лица подавшего заявление о получении сертификата сертифицирующий центр обязан внести в сертификат вместо имени этого лица его псевдоним.

3.4.3. Приостановление действия сертификата.

Согласно § 8 Закона сертифицирующий центр должен приостановить действие сертификата, если этого требует владелец ключа подписи либо его представитель, если сертификат был выдан на основе фиктивных данных, если сертифицирующий центр прекращает свою деятельность и эта деятельность не будет передана другому сертифицирующему центру, либо если приостановления действия сертификата требует полномочный государственный орган, которому согласно закона предоставлено такое право. Приостановление действия должно указывать на определенный момент времени, с которого оно вступает в силу. Приостановление действия не может вступать в силу задним числом. Если сертификат содержит сведения о третьем лице, то такое лицо также может требовать приостановления действия такого сертификата.

Полномочный государственный орган приостанавливает действие сертификатов выданных им в соответствии с абз. 5 § 4 Закона о цифровой подписи.

3.4.4. Признание сертификатов выданных в иных государствах.

Согласно § 15 Закона, Цифровые подписи, которые могут быть проверены с помощью открытого ключа удостоверенного зарубежным сертификатом выданным в одном из государств членов Европейского Союза, либо в одном из государств членов соглашения о европейском экономическом пространстве, приравниваются к цифровым подписям предусмотренным в данном законе, при условии, что они обеспечивают такой же уровень безопасности. Это положение действует также для других государств, если с ними имеется соответствующий международный договор.

3.5. Отметки времени.

В силу § 9 Закона сертифицирующий центр обязан по требованию клиента снабдить цифровые данные отметкой времени. Вопрос о признании отметок времени выданных в иностранном государстве напрямую законом не урегулирован. Однако решение данного вопроса вытекает из порядка признания сертификатов ключей подписи, выданных за рубежом.

3.6. Защита информации.

В соответствии с абз. 4 § 5 Закона сертифицирующий центр обязан предпринимать меры к тому, чтобы данные сертификата невозможно было незамеченным образом исказить или фальсифицировать. Он также должен предпринимать меры к тому, чтобы обеспечить секретность сохранения частных ключей подписи. Хранение частных ключей подписи сертифицирующим центром запрещено.

Согласно абз. 5 § Закона сертифицирующему центру вменяется в обязанность использовать для сертифицирующей деятельности только надежный персонал

§ 12 Закона устанавливает, что сертифицирующий центр имеет право выдать данные о лице лишь в той мере, в какой это соответствует задачам сертификата. Выдача такой информации третьим лицам допускается только с согласия самого лица. Для иных целей, чем задачи сертифицирования такие данные могут быть использованы только с согласия такого лица, либо если это предусмотрено законом.

Если владелец ключа подписи обозначен псевдонимом, то сертифицирующий центр выдает информацию о его личности по требованию полномочных органов для целей уголовного преследования, в случае совершения административного правонарушения и в некоторых других случаях. Выдача такой информации должна регистрироваться. Если информация о владельце псевдонима передана по запросу какой-либо службе, то об этом должно быть сообщено владельцу псевдонима, за исключением тех случаев, когда это противоречит "исполнению установленных законом задач"

3.7. Взаимодействие с другими отраслями права.

Однако, несмотря на законодательное закрепление и урегулирование применения цифровой подписи, данный институт германского права вызывает множество проблем и дискуссий. Новые нормы о цифровой подписи не всегда согласуются со старыми правовыми нормами.

В частности, проблемным в германском праве является вопрос о том, соответствует ли электронный документ требуемой законом "письменной форме", соответствует ли цифровая подпись требуемой для письменных документов собственноручной подписи. Рассмотрим возникающие в связи с этим проблемные моменты.

3.7.1. Гражданское право.

Письменная форма. В соответствии с абз. 1 § 126 ГК ФРГ, "если законом предписана письменная форма, то документ (Urkunde) должен быть собственноручно подписан издавшим его лицом подписью с указанием его имени (Namensunterschrift) либо нотариально заверенной собственноручной подписью (Handzeichen)" Если же сделка не отвечает установленной законом форме, то в соответствии с § 125 ГК ФРГ она является ничтожной. § 125 ГК ФРГ устанавливает, что "Сделка которая не соответствует установленной законом форме, является ничтожной. В случае если вопрос о том, соответствует ли форма сделки установленной законом форме, является спорным, то сделка также является недействительной"

Что касается установленных законом правил о подписании письменных документов, то, как отмечается в германской юридической литературе, понятия "собственноручная" и "цифровая" в отношении подписи являются взаимоисключающими (см. Digitale Signatur, на http://www.dtag.de/angebot/telesec/ref/rechts/digitalsig.htm)

Письменная форма по германскому законодательству требуется, в частности, для принятия на себя поручительства в некоммерческом обороте (§ 766 ГК ФРГ), договора о принятии на себя обязательства (§ 780 ГК ФРГ), признания существующего долга (§ 781 ГК ФРГ).

В германском гражданском праве предписания о форме сделки служат обеспечению следующих функций:

1. Функцию удостоверения заключения сделки (Abschlu?funktion)

2. Функцию удостоверения подлинности (Echtheitsfunktion)

3. Предупредительная функция (Warnfunktion)

4. Функция идентификации (Identitatsfunktion)

5. Доказательственная функция (Beweisfunktion)

Как отмечается немецкими юристами, несмотря на то, что посредством цифровой подписи указанные функции обеспечиваются в большей мере, чем при обычной подписи, § 126 ГК ФРГ с формальной точки зрения не обеспечивает признания технологии цифровой подписи наравне с письменными документами.

При этом согласно § 127 ГК ФРГ, если не выражено иное волеизъявление, для соблюдения письменной формы достаточно телеграфного сообщения или обмена письмами, но избрание такой формы дополнительно должно быть засвидетельствовано "в соответствии с требованиями § 126", т. е. с соблюдением обычной письменной формы. Считалось, что § 127 ГК ФРГ предусматривал использование при заключении сделок "современных коммуникационных технологий", и, несмотря на то, что в данной статье речь идет только о телеграфных сообщениях, господствующее в судебной практике и литературе мнение относит к этой категории также и вновь возникающие технологии (см. Digitale Signatur, на www.dtag.de/angebot/telesec/ref/rechts/digitalsig.htm)

В настоящее время в Германии ведется подготовительная работа по внесению изменений в Гражданский кодекс, которая должна быть завершена к началу 1999 г. В процессе дискуссии высказываются два варианта решения проблемы "письменной формы": 1) включить в письменную форму также и соответствующим образом оформленную электронную форму документа, 2) ввести в законодательство понятие "цифровой формы".

Комиссия ЕС 13.05.98 г. представила Проект Директивы Парламента и Совета Европы Об общих положениях об электронных подписях. (KOM (1998)297/2 endg. v. 13.5.1998 - www.ispo.cec.be/eif/policy/com98297.html). Согласно п. 2 ст. 5 указанного Проекта, "электронные подписи, основанные на признанных сертификатах, выданных сертифицирующими центрами, … признаются отвечающими правовым предписаниям о собственноручной подписи, и в судопроизводстве в качестве доказательства рассматриваются таким же образом как рукописные подписи"

3.7.2. Гражданский процесс.

Форма иска. По сообщению журнала "Focus", административный суд Карлсруе в своем решении от 10.07.97 г. признал исковое заявление переданное в суд с компьютера посредством факсимильной связи. И это несмотря на то, что на исковом заявлении, собственно говоря, не было предписанной законом собственноручной подписи,

Суд разъяснил, что хотя переданное факсимильной связью сообщение, как правило, должно быть подписано обычным образом, данное требование действует для "обычных" факсовых сообщений, т.е. представляющих собой копию бумажного документа передаваемого от одного факсового аппарата к другому. В данном случае документ был произведен с помощью компьютера и был напрямую, без распечатывания на бумаге, передан посредством модема. В данном случае, по мнению судей из Карлсруе, не требуется сканирование подписи (www.focus.de/G/GT/GTA/gta.htm?snr=18106)

Хотя большинство германских судов все же придерживается противоположной точки зрения в отношении формы искового заявления, данный пример является все же отражением имеющейся тенденции внедрения электронного документооборота в сфере юстиции.

Частные документы (Privaturkunde) согласно § 416 ГПК ФРГ.

Гражданский процессуальный кодекс ФРГ (далее ГПК ФРГ) различает публичные документы (Offfentliche Urkunden), которыми признаются документы выданные официальными ведомствами (в т.ч. нотариусами) и частные документы, которые издаются и подписываются частными лицами (Privaturkunde), в т.ч. заверенные официальными учреждениями или нотариально.

Документы, подписанные цифровой подписью не соответствуют двум требованиям связанным с понятием "документа" (Urkunde) в § 416 ГПК ФРГ. Это требования "закрепления выраженной мысли" ("Verkorperung einer Gedankenerklarung"), и снова же требование "собственноручной подписи" ("handschriftliche Unterzeichnung" - буквально "рукописного подписания")

В данном случае недостает "закрепления выраженной мысли" поскольку в случае с цифровой подписью ни записанные на носителе информации данные, ни их распечатка не закрепляют непосредственно выражение человеческих мыслей, но лишь факт ввода и программирования данных (использования цифрового ключа) Что касается требования собственноручного подписания, то здесь возникают те же вопросы, которые мы рассмотрели применительно к § 126 ГК ФРГ. Таким образом, документы, подписанные цифровой подписью, пока не могут быть отнесены к частным документам в смысле § 416 ГПК ФРГ

"Объект осмотра" (Augenscheinsobjekt) в значении § 371 ГК ФРГ Классификация документов подписанных цифровой подписью как объектов осмотра, предусмотренных § 371 ГК ФРГ, в основном не представляет особой сложности. Меньшая, по сравнению с частными документами, доказательственная ценность таких документов будет при этом, вероятно, будет еще зависеть от оценки судьями надежности системы публичных ключей, которая в настоящее время находится в Германии в процессе становления.

Повышение доказательственной ценности документов заверенных электронной подписью в настоящее время зависит от урегулирования вопроса о бремени доказывания. Необходимой предпосылкой для этого является опять-таки создание надежно функционирующей системы публичных ключей (см. www.dtag.de/angebot/telesec/ref/rechts/digitalsig.htm)

Подлинник документа Согласно ГПК ФРГ частные документы должны быть представлены суду в подлиннике (в оригинале), если суд не признает достаточным представление надлежащим образом заверенной копии документа. При этом согласно § 465 ГПК фотокопия документа сама по себе не есть документ, и становиться таковым лишь в случае ее соответствующего заверения. Что считать подлинником электронного документа подписанного цифровой подписью, остается очень спорным вопросом.

Данный вопрос возникает и в иных отраслях права. Так в торговом праве имеются нормы, согласно которым определенные коммерческие документы должны сохраняться в подлиннике. Различные правовые нормы предписывают в соответствующих случаях адвокатам, нотариусам, врачам сохранять документы в подлиннике.

В будущем очевидно правовое регулирование цифровой подписи будет двигаться в направлении разработки европейскими странами единообразного законодательства о цифровой подписи, что позволит шире использовать цифровые подписи в международной торговле, и иных сферах интернациональных отношений. Изучение зарубежного опыта в данной сфере является полезным не только для выработки отечественных правовых институтов, но и с точки зрения того, что субъекты внешнеэкономической деятельности согласно законодательства в некоторых случаях руководствуются правом зарубежных стран, в том числе и нормами регулирующими форму сделки, процессуальный порядок рассмотрения споров и оценки доказательств.

Литература:
1. Вакка Дж. Секреты безопасности в Internet, - К.: Диалектика, 1997 г. (см. тж. http://www.amazon.com/exec/obidos/ISBN%3D1568844573/002-6831010-0605258, http://www.waterside.com/authors/authorsv.html, http://www.micromail.com/titles/9658.html)
2. Имери В. Как сделать бизнес в Internet : Пер. с англ. - 3-е изд. - К.; М.; СПб. : Диалектика, 1998 г. (см. тж. http://www.dcp.kiev.ua/books/other/intbus.htm , http://www.emery.com/growbook.htm)
3. Зелинский С., KH, РM Доверие доверчивых, "ЧИП" (Киевский), N7/98, стр. 58
4. Данилюк В. Смотрите, не жалко!, "Бизнес" N39/98, стр. 45.

Адреса Интернет:
1. Zertifizierungsstelle fur digitale Signaturen bei der Regulierungsbehorde fur Telekommunikation und Post - http://www.regtp.de
2. Bundesministerium fuer Bildung und Forschung (BMBF) - http://www.bmbf.de
3. Server yur Initiative Informationsgesellschaft Deutschland - http://www.iid.de
4. Bundesamt fuer Sicherheit in der Informationstechnik: Der Wegweiser zum Informations- und Kommunikationsdienste-Gesetz - http://www.iukdg.de
5. Bundesamt fuer Sicherheit in der Informationstechnik - Projektburo "Digitale Signatur" - http://www.iid.de/iukdg/wissensforum/boerse.html
7. EC Information Society Project Office - http://www.ispo.cec.be

В. Агеев, almeta@tm.odessa.ua



Статьи

Полный список статей сервера "Право и Интернет. Law & Internet Researching" в разделе "Право и Интернет"